Бородин Борис Александрович, генеральный директор ФГП «Ведомственная охрана МПС России»
Противодействие терроризму, обеспечение безаварийной работы и предотвращение техногенных катастроф являются самыми приоритетными и сложными задачами, стоящими перед железнодорожным комплексом. Качественно новый уровень защиты можно обеспечить только путем внедрения современных технологий, централизованного подхода к управлению безопасностью и снижения влияния «человеческого фактора».
Более трех лет мы работаем над созданием эффективных распределенных систем безопасности транспорта. В настоящее время данные системы успешно внедряются на четырех железных дорогах России – Куйбышевской, Южно-Уральской, Забайкальской и Приволжской. Непосредственным исполнителем нашего проекта является консорциум «Интегра-С».
Распределенная система безопасности и управления представляет собой единую информационно-управляющую структуру, объединяющую сотни территориально удаленных объектов железной дороги. Каждый пользователь системы согласно своим правам доступа может получить интересующую его информацию и на ее основе принимать решения и осуществлять управление.
Распределенная система включает локальные интегрированные комплексы безопасности и управления объектом (вокзал, мост, административное здание и т.д.). Может быть построена структура любой сложности с подключением неограниченного числа пользователей, объектов, подсистем безопасности и жизнеобеспечения объекта. При этом каждый локальный комплекс имеет собственные алгоритмы поведения и может работать автономно.
Локальные комплексы на местах осуществляют сбор, обработку, архивирование, предоставление данных локальным пользователям и передачу только требуемой информации сетевым пользователям по глобальным каналам связи.
Система обладает своего рода интеллектом, который позволяет выявлять потенциально опасные ситуации и привлекать к ним внимание соответствующих служб.
Все подсистемы локального комплекса взаимосвязаны, и в ответ на событие, произошедшее в одной подсистеме, происходит ответное действие в другой. Можно задать требуемые сценарии реакции любой сложности на различные события. При этом нет никаких ограничений на описание логики взаимодействия - все, что может потребоваться на конкретном объекте с его специфическими задачами, можно описать средствами интегрированной системы безопасности.
Например, на Челябинском вокзале, признанном самым интеллектуальным вокзалом России, осуществляется интеграция систем видеонаблюдения, контроля доступа, охранно-пожарной сигнализации, пожаротушения и климат-контроля.
При срабатывании видеодетектора, охранного или пожарного датчика ответственные службы получают не только тревожное сообщение, но и видеоизображение с места события. Это обеспечивает операторов более полной информацией о состоянии зоны, где произошла тревога. В случае подтверждения угрозы пожара, формируются команды для исполнения другими системами интегрированного комплекса. Включается система звукового и светового оповещения. Система контроля доступа разблокирует выходы для эвакуации людей. Выключается приточная система вентиляции, обслуживающая данную зону, чтобы предотвратить поступление свежего воздуха к очагу возгорания.
В распределенной системе задается своего рода иерархия сообщений. При возникновении нештатной ситуации информация передается пользователю согласно заданным приоритетам и уровню его ответственности. Сообщения средней важности остаются на локальном уровне и не передаются на высший уровень. Информацию о чрезвычайных событиях, имеющих первостепенное значение, система незамедлительно и в полном объеме передает первым лицам - начальник дороги, Руководитель Федерального агентства железнодорожного транспорта, МЧС и т.д.
Многоуровневая структура распределенной системы безопасности позволяет рационально распределить потоки информации между подразделениями дороги и тем самым минимизировать объем передаваемых данных.
Еще одно важное преимущество распределенных систем безопасности и управления - централизованный статистический анализ по большому числу объектов и технический мониторинг. Это позволяет с высокой достоверностью прогнозировать аварии и выявлять предпосылки к возникновению чрезвычайной ситуации.
Вся информация о событиях в системе, о срабатываниях датчиков, изменениях параметров системы и т.д. записывается в локальные архивы. Особо важные события сохраняются в центральный и резервные архивы. Наличие распределенных архивов обеспечивает долговременное хранение записей чрезвычайных происшествий (создается своего рода «черный ящик»).
Система контролирует реакцию оператора и осуществляет периодическую проверку его бдительности. На мониторе дежурного оператора периодически появляется контрольная строка, требующая ввода идентификационного кода оператора. Если код не будет введен в течение заданного времени, тревожное сообщение передается начальнику службы безопасности. При выявлении системой нештатной ситуации видеокамера скрытого наблюдения и микрофон регистрируют все действия оператора.
Дальнейшее развитие распределенных систем безопасности на объектах железнодорожного транспорта планируется по нескольким направлениям:
Первое - это интеграция всех информационно-управляющих систем объектов железной дороги для автоматизации и повышения надежности многих процессов по управлению транспортными потоками, безопасностью, техническому обслуживанию и т.д.
Следующее направление - повышение интеллектуальности систем за счет разработки новых алгоритмов анализа информации и развития технологий распознавания объектов.
Так, внедрение системы визуального распознавания номеров составов на сортировочных горках и фиксация времени прохождения через контрольную область позволит отслеживать проходящие поезда и выявлять хищения подвижного состава.
Визуальный анализ технического состояния проходящих железнодорожных составов обеспечивает своевременное выявление неисправностей и профилактику аварий.
Применение «интеллектуальных» систем видеонаблюдения на вокзалах позволит выявить нестандартное поведение людей (например, остановка или длительное пребывание в неположенном месте, необычная траектория перемещения и т.д.) и предотвратить возможные инциденты.
Система захвата лиц позволяет выделять только лица людей, выбирать наиболее отчетливое изображение из нескольких вариантов и сохранять их в базе данных. Создание базы лиц людей в местах массового скопления людей облегчает оперативно-розыскные мероприятия и работу с архивами при расследовании нештатных ситуаций. Далее система распознавания лица идентифицирует личность и автоматизирует поиск изображений в базах данных (например, в базах разыскиваемых преступников).
И третье направление заключается в создании единой информационно-управляющей системы всех железных дорог России. Это позволит контролировать тысячи километров путей, осуществлять централизованное управление железными дорогами, обеспечить ответственные службы ОАО «РЖД» и Министерства транспорта достоверной информацией о состоянии каждого объекта и всей транспортной системы в целом.
Распределенные системы безопасности, прошедшие испытания на российских железных дорогах, могут быть применены на любых объектах транспортной инфраструктуры.
Транспортная безопасность и технологии № 1, 2005